Ископаемая энергия в рамках устойчивого развития: анализ перспектив и разработка сценариев прогнозирования
Существующая проблема. В ближайшие 20 лет энергетика различных регионов и стран должна справиться с вопросами обеспечения энергетической безопасности и стать гарантом «устойчивого развития» как основы удовлетворения своих потребностей для будущих поколений. Для достижения устойчивого развития необходимо поощрение междисциплинарных и трансдисциплинарных исследований, что может быть затруднено, если правительства крупных стран в недостаточной степени поддерживают Цели устойчивого развития (ЦУР).
Детали исследования. В структуре мирового потребления первичной энергии до 2035 г. ожидается продолжение тенденции сближения вклада основных энергоресурсов: снижение долей нефти и угля, рост долей газа и безуглеродной энергии.
В 2017 году сформировались три тенденции, определяющие будущее энергетики. Они получили название 3D: цифровизация, декарбонизация, децентрализация.
Перед формированием сценариев были выявлены 7 типов рисков - политические, социокультурные, экономические, правовые, технологические, экологические, коммерческие. В ходе исследования были изучены прогнозируемые состояния углеводородной энергетики с учетом влияния каждого из 21 риска в негативном, позитивном и консервативном сценариях.
На основе проанализированных рисков были разработаны 3 сценария развития мировой энергетики. Данные сценарии могут стать основой стратегического планирования при формировании программ развития: Сценарий негативный – #StayHome, Сценарий умеренный – #StayAlone, Сценарий позитивный – #StayEffective.
С целью проведения последующей оценки рисков в зависимости от вероятности возникновения в каждом из сценариев, опасности каждого риска с учетом последствий и времени, требуемого для ликвидации последствий, было проведено анкетирование более 200 респондентов. Ответы экспертов были проанализированы и разбиты по каждому из трех сценариев, что позволяет выявить, какие риски имеют наибольшую вероятность возникновения, степень опасности (с последующей ликвидацией последствий) и время, необходимое для ликвидации риска или последствий (на графиках отображено размером окружностей) в каждом сценарии (рисунок 1).

Рис. 1. Оценка рисков по трем сценариям #StayHome, #StayAlone, #StayEffective
Развитие углеводородного сектора России может быть объединено в проект «Трансформация углеводородной энергетики в целях устойчивого развития», который способен в перспективе до 2040 года стать драйвером усиления конкуренции России и экономических союзов с её участием на международных рынках, изменить парадигму на пользователь-ориентированные системы и прямые взаимодействия в экономических, политических и социальных структурах, усилить роль экологической повестки.
Заключение. Разработанные сценарные условия показали существенную угрозу достижениям ЦУР и дальнейшему энергетическому переходу. Рассмотренные в исследовании риски, ключевые из которых износ энергетической инфраструктуры, стагнация нефтегазового сектора, недостаток квалифицированных кадров, и возможные последствия в результате сценарных условий могут не только замедлить, но и полностью остановить международные программы, связанные с ЦУР, и нанести существенную угрозу дальнейшему энергетическому переходу. При этом проведенное исследование показало четкую взаимосвязь между целями устойчивого развития и технологическим преобразованием цепочек всей углеводородной энергетики. Так уникальное присутствие на территории России всех видов углеводородной энергии, а также низкоуглеродных и безуглеродных источников становится ключевым фактором инновационного развития энергетики как единого целого на основе синергетического эффекта глубокой интеграции различных видов энергии и цифровых технологий, что позволит обеспечить потребности страны в энергии и сырье на принципах экологичности, энергосбережения и энергоэффективности. Для достижения ЦУР необходима глубокая интеграция всех видов ресурсов и масштабные проекты, объединяющие страны, как в направлении развития технологий, так и в подготовке высококвалифицированных кадров для энергетики.