Авторы:
Белоглазов И.И.
Исламов Ш.Р.
Султанбеков Р.Р.
Мак Ч.О.

Изучение несовместимости морского остаточного топлива: тематическое исследование с использованием метода машинного обучения

Ключевые слова:
судовое остаточное топливо смешивание топлив состав топливных смесей осаждение осадка машинное обучение моделирование

Существующая проблема. Обеспечение судов качественным топливом с пониженным содержанием SOx является приоритетной задачей. Морские остаточные топлива являются одним из основных источников загрязнения атмосферы при эксплуатации судов и морских танкеров. Поэтому Международная морская организация (IMO) ежегодно пересматривает и устанавливает строгие правила содержания серы в судовом топливе.

Идея работы. Одним из возможных технологических решений, позволяющих соблюдать ограничения по содержанию серы, является использование смесевых топлив. Однако это сопряжено с риском несовместимости ингредиентов. В представленной работе исследуется новый подход к изучению активного осаждения остаточных и смесевых топлив. Оценка процесса осаждения при смешивании, хранении и транспортировке судовых топлив производится на основе разработанных авторами методов с использованием машинного обучения.

Детали исследования. Для поиска оптимального решения были проведены исследования по определению влияния составов судового остаточного топлива на образование отложений с помощью алгоритмов машинного обучения. В результате предложена модель, которая может быть использована для прогнозирования несовместимости топливных композиций, а также процессов седиментации. Модель может быть использована для определения содержания отложений в смешанном судовом остаточном топливе с желаемой концентрацией серы.

В работе в качестве объектов исследования использовали судовые остаточные топлива марок:

•          Проба №1 – Компаунд масел смазочных марка А вид 1 (КМС);

•          Проба №2 – Топливо для судовых установок ТСУ-80 (RMD-80);

•          Проба №3 – Топливо для судовых установок ТСУ-380 (RMG-380);

•          Проба №4 – Мазут топочный 100, малозольный (RМK-700).

Определены физико-химические показатели топлив, сокращенный перечень показателей представлен в таблице 1.

ОбразцыАсфальтены, %.н-Алканы, % wt.Изоалканы, %
No.1-71,9318,35
No.2-38,6855,09
No.32,5354,1422,74
No.47,1551,1520,71

Выполнены серия лабораторных испытаний на основе нового способа для определения совместимости и стабильности судовых остаточных топлив. Определены влияние н-парафинов от 55 до 70 % масс. при содержании асфальтенов от 0,5 до 3,5 % масс. с шагом 0,5 %

Все приготовлено 112 различных топливных смесей с требуемым составом и выполнены лабораторные испытания для определения содержания TSP. В качестве примера, на рисунке 2 показаны начальные и конечные фильтры для 1 серии испытаний при содержании асфальтенов 0,5 % масс. и н-парафинов 56 и 70 % масс.

 

Рисунок 1. Фильтры после определения TSP при содержании асфальтенов 0,5 % масс

 

Визуально можно определить несовместимость топливных композиций с содержанием н-парафинов различного процентного состава. Где наблюдается большое количество общего осадка на верхних фильтрах. На основании полученных данных разработан надежный инструмент для определения седиментационной активности при различных значениях н-парафинов и асфальтенов в рассматриваемых диапазонах. Результаты расчетов представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Трехмерная визуализация на основе методов машинного обучения

Заключение. Проведены эксперименты по определению физических и химических характеристик топлива, исследовано влияния н-парафинов и асфальтенов на общее содержание наносов. Путем анализа результатов экспериментов получены основные корреляции между составом топливной смеси и седиментацией. При обработке данных используются различные методы машинного обучения. Таким образом, был разработан надежный инструмент для определения возможности возникновения несовместимости при смешивании различных типов судового остаточного топлива.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.