Авторы:
Облова И.С.
Герасимова И.Г.
Гоман Ю.В.

Сравнительный анализ карьеры женщин в горной науке в России и Европейском союзе

Ключевые слова:
Наука гендерная сегрегация STEM научные публикации научная карьера женщин цитирование патенты признание в научном мире

Существующая проблема. В России отмечается негативная тенденция последнего десятилетия к стагнации количества женщин на высококвалифицированных рабочих местах, имеющих ученые степени кандидата и доктора наук в STEM областях, являющихся ключевыми для экономического развития страны. Гендерное равенство в науке чрезвычайно важно для расширения рамок исследований и достижения целей устойчивого развития научного сообщества в целом. Хотя гендерная сегрегация является хорошо известным явлением, в литературе по-прежнему нет полного обзора академической карьеры женщин в областях STEM, существуют лишь фрагментированные данные о гендерных различиях в странах ЕС в STEM.

Идея работы. Статья посвящена изучению гендерного состава научных работников в сфере естественных наук, технологии, инженерии и математики, анализу особенностей становления академической карьеры женщин в Российской Федерации по сравнению с Европейским Союзом и анализу передовой практики преодоления гендерного разрыва в STEM. Задачи исследования: 1. проанализировать различия в публикационной активности авторов мужского и женского пола в областях STEM, а также сравнить среднее количество наград и заявок на патенты, и определить, различаются ли эти показатели в зависимости от пола, дисциплины и страны, что может способствовать лучшему пониманию гендерных особенностей развития научной карьеры женщин; 2. изучить опыт преодоления гендерной сегрегации в науке.

Детали исследования. Гендерный разрыв начинается на уровне высшего образования и имеет сквозной характер. Количество обучающихся женского пола особенно низко в таких областях, как ИКТ (3%), естествознание, математика (5%), инженерное дело (8 %). В 2019 году насчитывалось всего лишь 28,8 процента женщин - исследователей в мире. Женщины-исследователи, как правило, имеют менее продолжительную и менее оплачиваемую карьеру. Для определения количества ссылок на работы авторов женского и мужского пола использовался индекс взвешенного по области знания цитирования. Расчет данных FWCI (Field-Weighted Citation Impact) осуществлялся для статей, опубликованных после 1996 года.

Распределение женщин и мужчин, занятых в науке

Доля женщин-ученых и инженеров, занятых в секторе STEM, значительно варьировалась между государствами-членами ЕС в 2019 году: от 55 процентов в Литве до 26 процентов в Нидерландах. Среди европейских стран Россия оказалась на средней позиции.

Численность женщин в области науки и техники на руководящих постах

В науке, как и во многих других сферах занятости, существует «стеклянный потолок». Анализ численности женщин в науке в STEM показывает, что, хотя на первых двух уровнях образования число женщин превышает число мужчин, женщины реже получают степень доктора философии, необходимую для начала академической карьеры.

Таблица 1. Распределение женщин среди ППС в STEM в России и ЕС в 2019

ППС

Доля женщин в академических кругах (%)

Россия

ЕС -28

Женщины-исследователи

39,6

29

Профессор

6

18

Научная карьера. Авторы научных публикаций

 

Таблица 2. Доля женщин среди авторов в STEM в России и ЕС в 2019 году

Предметная область

Россия, %

ЕС, %

Наука

28

49

Технология и инженерное дело

20

25

Математика

15

26

Научная карьера. Цитирования

Таблица 3. Взвешенное по области знания цитирование в России и ЕС в 2019 году

Страны

Россия

ЕС -28

Взвешенное по области знания цитирование

0,42 мужчины /0,3 женщины

1,118 мужчины /1,096 женщины

Разница между средним FWCI среди мужчин и женщин была выше в ЕС, чем в России в областях STEM.

Передовая практика преодоления гендерного разрыва в STEM

Научное сообщество осознает гендерный разрыв в науке и предлагает ряд инициатив, направленных на привлечение женщин в STEM: информационно-просветительские кампании, национальные и международные лагеря STEM, летние школы, а также исследовательские программы, кодексы этики, введение Международного дня женщин и девочек в науке. Результаты проведенного в высшем техническом учебном заведении опроса, направленного на оценку возможностей для самосовершенствования молодых женщин-ученых показал, что Санкт-Петербургский горный университет успешно предоставляет женщинам-ученым возможности для карьерного роста и проведения научно-исследовательских работ (в среднем 90%).

Заключение. Статистические данные по основным видам научной деятельности исследователей позволили сделать вывод о том, что гендерная сегрегация сохранялась в науке в областях STEM как в России, так и в ЕС в 2019 -2020 годах. Изучение карьеры женщин-ученых в России и Европейском Союзе на основе сравнительного анализа подходов к гендерной диверсификации в России и ЕС способствует расширению сотрудничества между учеными-мужчинами и женщинами в STEM дисциплинах и может быть полезным для разработки рекомендаций по устранению гендерного дисбаланса в науке в технических областях.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.