Сравнительный анализ карьеры женщин в горной науке в России и Европейском союзе
Существующая проблема. В России отмечается негативная тенденция последнего десятилетия к стагнации количества женщин на высококвалифицированных рабочих местах, имеющих ученые степени кандидата и доктора наук в STEM областях, являющихся ключевыми для экономического развития страны. Гендерное равенство в науке чрезвычайно важно для расширения рамок исследований и достижения целей устойчивого развития научного сообщества в целом. Хотя гендерная сегрегация является хорошо известным явлением, в литературе по-прежнему нет полного обзора академической карьеры женщин в областях STEM, существуют лишь фрагментированные данные о гендерных различиях в странах ЕС в STEM.
Идея работы. Статья посвящена изучению гендерного состава научных работников в сфере естественных наук, технологии, инженерии и математики, анализу особенностей становления академической карьеры женщин в Российской Федерации по сравнению с Европейским Союзом и анализу передовой практики преодоления гендерного разрыва в STEM. Задачи исследования: 1. проанализировать различия в публикационной активности авторов мужского и женского пола в областях STEM, а также сравнить среднее количество наград и заявок на патенты, и определить, различаются ли эти показатели в зависимости от пола, дисциплины и страны, что может способствовать лучшему пониманию гендерных особенностей развития научной карьеры женщин; 2. изучить опыт преодоления гендерной сегрегации в науке.
Детали исследования. Гендерный разрыв начинается на уровне высшего образования и имеет сквозной характер. Количество обучающихся женского пола особенно низко в таких областях, как ИКТ (3%), естествознание, математика (5%), инженерное дело (8 %). В 2019 году насчитывалось всего лишь 28,8 процента женщин - исследователей в мире. Женщины-исследователи, как правило, имеют менее продолжительную и менее оплачиваемую карьеру. Для определения количества ссылок на работы авторов женского и мужского пола использовался индекс взвешенного по области знания цитирования. Расчет данных FWCI (Field-Weighted Citation Impact) осуществлялся для статей, опубликованных после 1996 года.
Распределение женщин и мужчин, занятых в науке
Доля женщин-ученых и инженеров, занятых в секторе STEM, значительно варьировалась между государствами-членами ЕС в 2019 году: от 55 процентов в Литве до 26 процентов в Нидерландах. Среди европейских стран Россия оказалась на средней позиции.
Численность женщин в области науки и техники на руководящих постах
В науке, как и во многих других сферах занятости, существует «стеклянный потолок». Анализ численности женщин в науке в STEM показывает, что, хотя на первых двух уровнях образования число женщин превышает число мужчин, женщины реже получают степень доктора философии, необходимую для начала академической карьеры.
ППС | Доля женщин в академических кругах (%) | |
Россия | ЕС -28 | |
Женщины-исследователи | 39,6 | 29 |
Профессор | 6 | 18 |
Научная карьера. Авторы научных публикаций
Предметная область | Россия, % | ЕС, % |
Наука | 28 | 49 |
Технология и инженерное дело | 20 | 25 |
Математика | 15 | 26 |
Научная карьера. Цитирования
Страны | Россия | ЕС -28 |
Взвешенное по области знания цитирование | 0,42 мужчины /0,3 женщины | 1,118 мужчины /1,096 женщины |
Разница между средним FWCI среди мужчин и женщин была выше в ЕС, чем в России в областях STEM.
Передовая практика преодоления гендерного разрыва в STEM
Научное сообщество осознает гендерный разрыв в науке и предлагает ряд инициатив, направленных на привлечение женщин в STEM: информационно-просветительские кампании, национальные и международные лагеря STEM, летние школы, а также исследовательские программы, кодексы этики, введение Международного дня женщин и девочек в науке. Результаты проведенного в высшем техническом учебном заведении опроса, направленного на оценку возможностей для самосовершенствования молодых женщин-ученых показал, что Санкт-Петербургский горный университет успешно предоставляет женщинам-ученым возможности для карьерного роста и проведения научно-исследовательских работ (в среднем 90%).
Заключение. Статистические данные по основным видам научной деятельности исследователей позволили сделать вывод о том, что гендерная сегрегация сохранялась в науке в областях STEM как в России, так и в ЕС в 2019 -2020 годах. Изучение карьеры женщин-ученых в России и Европейском Союзе на основе сравнительного анализа подходов к гендерной диверсификации в России и ЕС способствует расширению сотрудничества между учеными-мужчинами и женщинами в STEM дисциплинах и может быть полезным для разработки рекомендаций по устранению гендерного дисбаланса в науке в технических областях.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.