Авторы:
Тропов И.А.
Иорданская А.М.

Служебные обязанности и материально-бытовые условия службы западных дипломатов в России (конец XIX – начало ХХ в)

Ключевые слова:
дипломаты дипломатическое представительство дипломатическая служба материально-бытовые условия службы Россия ведущие страны Запада

Научный задел. В Санкт-Петербургском горном университете проводятся исследования в области изучения влияния геополитических условий, международной ситуации и внешних вызовов на развитие минерально-сырьевого комплекса России, являющегося одним из важнейших компонентов экономики страны в прошлом и настоящем. Учитывая тот факт, что развитие экономики страны в целом и горного дела в частности во многом обусловлено интеграцией в международные связи, в вузе изучается история взаимоотношений России с зарубежными странами в различных аспектах данной проблемы.

Текущее состояние. При довольно значительном объеме научной литературы по истории внешней политики России и истории международных отношений, вопрос о роли западных дипломатов, в выстраивании и поддержании многообразных связей представляемых ими стран с Россией в прошлом и настоящем, затрагивается в общеисторической и специальной научной литературе лишь изредка и фрагментарно.

В частности, ученые, обращаясь к истории внешней политики и международных отношений, создают яркие биографические портреты дипломатов второй половины XIX – начала ХХ в., пытаются оценить роль военных и дипломатических представителей иностранных держав в России в контексте их связей с российской буржуазной оппозицией в условиях Первой мировой войны. В обобщающем труде «Дипломатия иностранных государств» рассматриваются вопросы становления и модернизации дипломатической службы ведущих стран Европы и Азии.

В целом, современное состояние исследуемой научной проблемы характеризуется наличием определенного научного задела и отсутствием целостного, объективного и всестороннего анализа формирования и функционирования дипломатических представительств западных стран в России, что и определяет перспективность научных исследований в данном направлении.

Решаемая проблема. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: (1) охарактеризовать принципы формирования и функционирования дипломатических представительств зарубежных стран в России в конце XIX – начале ХХ вв.; (2) проанализировать состав дипломатического штата представительств западных держав в России; (3) охарактеризовать особенности служебной деятельности иностранных дипломатов; (4) проанализировать специфику материально-бытовых условий пребывания иностранных дипломатов в России; (5) выявить общие черты и особенности в деятельности и материально-бытовых условиях службы дипломатов разных стран.

Методы исследования. В основе методологии научного исследования лежат базовые принципы историзма, объективности и системности. Данные принципы нацеливают на изучение роли личности в историческом процессе в динамичном измерении, на основе критического осмысления доступного круга источников, учета всей совокупности исторических фактов в их противоречивой взаимосвязи и взаимозависимости.

Поставленные в исследовании задачи обусловили использование в работе совокупности методов. Основным из них стал биографический метод, или метод реконструкции «жизненных историй», представляющий собой, по словам британского историка Пола Томсона, интерпретацию многообразных автобиографических свидетельств, но «не в изоляции, а во взаимосвязи с количественной информацией о социальных изменениях».

В исследовании широко применялся историко-генетический метод. Он позволил выявить особенности деятельности и материально-бытовых условий службы западных дипломатов в различные периоды их пребывания в России, в тесной связи с конкретно-исторической эпохой.

Метод сравнительного анализа был реализован путем выявления общих черт и особенностей деятельности и материально-бытовых условий службы западных дипломатов в дореволюционной России.

Историко-типологический метод позволил выделить и исследовать различные направления, формы и методы повседневной деятельности западных дипломатов в России, а также охарактеризовать основные этапы их деятельности по поддержанию и развитию всесторонних внешних связей с Россией.

Детали исследования. В исследовании показано, что иностранный дипломатический корпус в столице Российской империи был одним из самых больших в Европе. Это было связано как со складыванием в конце XIX – начале ХХ в. всемирной системы международных отношений, в которой любые действия каждой из держав не могли не затрагивать интересов всех прочих государств, так и с особенностями геополитического положения самой России.

На рубеже XIX – ХХ в. свои постоянные дипломатические представительства в России имели 26 иностранных государств. Правом формирования представительств высшего ранга – посольств, возглавлявшихся послами, – в этот период обладали всего десять держав: Германия, Австро-Венгрия, Англия, Франция, Испания, Италия, Румыния, Бельгия, Япония, Турция. Остальные страны имели дипломатические представительства более низкого ранга – миссии, возглавляемые посланником или поверенным в делах. Статус миссий некоторых держав со временем менялся: так, в 1900 г. ранг представителей Соединенных Штатов Америки повысился до посла, в 1907 г. представительство Норвегии получило статус посольства, а в 1910 г. такое же изменение затронуло дипломатическую миссию Болгарии.

Численность дипломатов при российском императорском дворе в начале ХХ в., без учета членов семей дипломатов и временно командированных на службу лиц, составляла 160 чел., что было почти в три раза больше по сравнению с серединой XIX столетия. Такой значительный рост был напрямую связан с развитием и усложнением системы международных отношений, и с общим расширением штата иностранных дипломатических представительств.

Самое многочисленное представительство в российской столице имели США, ведущие западноевропейские (Германия, Австро-Венгрия, Великобритания и Франция) и азиатские (Китай) державы, для которых поддержание контактов и достижение соглашений с Россией являлось одной из приоритетных задач.

Персонал западного дипломатического корпуса при российском царском дворе состоял из главы представительства (посла, посланника или министра), его советника, секретарей, а также военного, морского (военно-морского) и торгового (коммерческого) атташе.

Как правило, задачи и функции каждого сотрудника дипломатической миссии были четко определены и находили свое отражение в отдельном многостраничном печатном издании, подготовленном Министерством иностранных дел страны, из которой прибывал дипломат.

Во главе представительств сильнейших западноевропейских держав находился посланник высшего ранга – посол, являвшийся официальным лицом представляемого государства, главным выразителем и лоббистом его интересов. В связи с этим, в обязанности дипломата входило поддержание отношений с российским императором, главой МИД и другими высшими сановниками, участие в торжественных мероприятиях, праздниках и пр. В его задачи также входила организация внутренней жизни посольства, определение главного вектора работы представительства. «Правой рукой» посла являлся его советник, во всем оказывавший ему содействие.

До официального вступления в должность посол занимался решением ряда бытовых вопросов: знакомством с дипломатическим штатом представительства, поиском жилья (если это было необходимо), наймом обслуживающего персонала, обустройством здания посольства. От своего предшественника прибывший дипломат получал первые сведения о политической и экономической ситуации в стране, а также советы относительно найма прислуги, покупки мебели и решения других бытовых вопросов.

Как посредники между представляемой страной и страной пребывания, дипломаты использовали возможности общения с прессой, а также частных, неформальных визитов и участия в развлекательных мероприятиях в качестве каналов сбора и трансляции актуальной информации. Общение в рамках развлекательных и спортивных клубов позволяло не только выявить динамику и спрогнозировать реакцию общественного мнения на то или иное событие, но и оказать значительное влияние на его формирование. На мероприятиях такого рода иностранный дипломатический корпус был представлен, как правило, полным составом посольств и миссий, до младших секретарей и атташе включительно, в сопровождении супруг и дочерей дипломатов.

Особую роль среди дипломатических работников играли военный, морской и торговый атташе. Первые два выступали представителями военного и морского ведомства своего государства, занимались сбором информации о военно-морских силах страны пребывания, выступая своего рода военными консультантами. В свою очередь, торговый атташе занимался вопросами улучшения товарообмена между странами, собирал сведения о внутренних и внешних экономических сношениях страны пребывания.

Военные атташе, несмотря на то, что являлись служащими дипломатического представительства, как таковыми дипломатами не являлись. Это были представители высших военных кругов представляемых стран. Срок нахождения на посту у военных атташе был значительно больше, чем у рядовых дипломатов. Если служба секретаря в Санкт-Петербурге в среднем составляла от 4 до 16 лет, то военный атташе мог занимать должность в течение 12–16 лет.

Повседневная жизнь военных атташе разительно отличалась от жизни других членов представительства. Военный атташе должен был участвовать во всех военных смотрах, маневрах и парадах, организуемых при участии императора. На них атташе получал возможность чаще видеться с российским императором, заводить знакомства с военными деятелями и сотрудниками военного министерства. Военные атташе большую часть года путешествовали по стране. Наблюдая реалии и контрасты российской жизни, атташе, как правило, имели возможность составить более широкое представление о происходивших в России событиях по сравнению с той информацией, которая имелась у посольских дипломатов, находившихся в столице империи.

В каждой миссии присутствовала канцелярия, в которой работали посольские секретари. Именно они занимались текущей «бумажной» работой представительства. Число секретарских служащих варьировалось от одного до трех, что при значительном объеме делопроизводства, было удручающе мало.

Секретари отвечали, среди прочего, за отправку и получение корреспонденции и депеш. Особой заботой, возложенной на секретарей посольств и миссий, было шифрование с помощью специальных ключей дипломатической корреспонденции. Российские сотрудники «черных кабинетов» – чиновники, занимавшиеся перлюстрацией дипломатической почты, – вскрывали эти шифры и предоставляли политическому руководству страны значительный объем фактического материала для анализа и последующей выработки оптимальной внешней политики.

В дипломатических представительствах западных стран специальной штатной должности переводчика, как правило, не было предусмотрено. Многие дипломаты владели французским языком, поэтому потребность в «толмачах» фактически отпадала. В случае же возникавшей необходимости, в качестве посольского переводчика мог выступать один из канцелярских служащих или атташе, пробывший на своем посту в России значительный срок и успевший выучить русский язык.

В наиболее сложном положении оказывались дипломаты США, говорившие исключительно по-английски. Оказавшись в Санкт-Петербурге, они не раз попадали в неловкие ситуации, не имея возможности поддержать беседу с представителями русского «высшего общества». В связи с этим, их британские коллеги становились для дипломатов США ближайшими советниками и помощниками не только в вопросах деловых, но и сугубо бытовых. Представители британского посольства оказывали большую поддержку вновь прибывавшим американским посланникам, начиная с одалживания им мелких бытовых предметов (например, сервиза для приема), и заканчивая помощью в поиске подходящего жилья.

Финансовое вознаграждение за выполнение дипломатических обязанностей напрямую зависело от статуса дипломата. Наибольшие выплаты причитались руководителям дипломатических служб. Но существовали заметные различия в уровне доходов дипломатов из различных западных стран.

Причитавшиеся им денежные суммы должны были покрывать повседневные расходы дипломата в стране пребывания (питание, оплата жилья и пр.), траты, обусловленные исполнением своих непосредственных обязанностей (в частности, организацией светских приёмов и обедов), а также расходы, связанные с проведением ремонта помещений дипломатического представительства и закупкой мебели для них. В связи с этим значительное внимание уделялось обеспеченности посольств и миссий посудой и столовыми приборами – для организации самой изысканной трапезы. Секретарь британского посольства Ф. Гамильтон не без гордости вспоминал о наличии в посольстве «прекрасной коллекции серебряных тарелок», а также о наборе посуды из чистого золота. Золотые блюда использовались, как отметил англичанин, исключительно для приема в посольстве монарших особ. При этом нужно учитывать, что послы западноевропейских стран получали дополнительное «щедрое пособие на расходы, связанные с организацией развлекательных мероприятий», в то время как дипломаты США никаких надбавок не имели.

Рядовой служащий (секретарь и атташе) получал значительно меньшие денежные средства, отличавшиеся от жалования главы представительства в 6–8 раз.

Между тем, Санкт-Петербург был одной из самых дорогих столиц Европы, а статус дипломата предполагал ведение соответствующей светской жизни. В дипломатической среде служба в столице Российской империи воспринималась как возможность стремительного карьерного роста, однако такое назначение подразумевало денежные траты, зачастую несопоставимые с выгодами, которые можно было извлечь из своего дипломатического статуса. Это делало дипломатию профессией, позволить себе которую могли только выходцы из состоятельных семей.

Специфика работы дипломатических представительств не предполагала нормированного рабочего графика. Загруженность дипломатов во многом зависела от текущей политической обстановки на международной арене. В моменты особой международной напряженности секретарские служащие буквально жили в канцелярии.

Отпечаток на работу представительства накладывало и то, что иностранные посольства и миссии располагались, как правило, в роскошных дворцах и особняках, без приспособленных для канцелярской работы помещений. Практически всю площадь занимали гостиные, торжественные залы и бальные комнаты. Здание посольства должно было символизировать величие и статус представляемого государства. При выборе здания для размещения представительства в первую очередь учитывалась престижность расположения здания, его представительность, внешний и внутренний облик; санитарно-бытовые условия проживания дипломатов были второстепенными. Но дипломаты были вынуждены мириться с неудобствами, поскольку строительство нового здания для посольства было слишком дорого.

Здание представительства являлось местом проживания посла или главы миссии, членов его семьи и прислуги. Остальные сотрудники в лучшем случае могли рассчитывать на комнату в посольстве, но чаще всего они арендовали жилплощадь с кем-либо из сослуживцев. Как правило, это были небольшие квартиры в отдалённости от центра Санкт-Петербурга – там цены на аренду и покупку недвижимости были значительно ниже. На материальную поддержку со стороны «своего» МИДа рассчитывать, как правило, не приходилось: доплата за найм жилища, если и существовала, то предполагалась только для послов и советников посольства.

Заключение. Прибывавший в Россию западный дипломат, находясь в сфере публичных взаимоотношений, ни при каких обстоятельствах не должен был выступать как частное лицо. Вся его деятельность, его поведение и даже эмоции были подчинены интересам представляемого им государства. То же самое относилось и к женам дипломатов – не пренебрегая «хорошими манерами», им полагалось твердо следовать протоколу, отображавшему, в том числе, и иерархию дипломатических рангов.

Функции различных представителей дипломатического корпуса были довольно четко определены. Организация работы представительства (включая внутреннее обустройство помещений) и сфера внешних сношений с членами императорской семьи, с высшими сановниками и общественными деятелями входило в сферу компетенции посла или руководителя дипломатической миссии. Вопросы военного сотрудничества находились в центре служебной деятельности военных и морских атташе, а вопросы развития торговых отношений – торгового (коммерческого) атташе. Вся тяжесть текущего делопроизводства ложилась на плечи малочисленного штата секретарей, которые сами зачастую оценивали объем приходившейся на них нагрузки как совершенно неадекватный их численности.

Материально-бытовые условия служебной деятельности членов дипломатического представительства различались в зависимости от их должностного положения – чем выше был статус дипломата, тем большим объемом материальных благ он пользовался. Различия в материальном положении наблюдались и среди дипломатов одного и того же ранга, но представлявших разные страны. Наибольшие расходы по содержанию своих диппредставительств среди ведущих западных держав несли Великобритания и Франция, наименьшие денежные средства расходовали США. Ряд материально-бытовых проблем, характерных для всего иностранного дипломатического корпуса (слабая приспособленность помещений для реализации задач собственно дипломатической службы, необходимость трат на ремонт этих помещений, расходы на проведение светских мероприятий и пр.), среди представителей США проявлялся в гипертрофированной форме.

Решение разнообразных задач, связанных с обеспечением функционирования дипломатических представительств в условиях большей или меньшей ограниченности материальных ресурсов, потребность адаптации к особенностям материально-бытового уклада жизни в Санкт-Петербурге становились важными факторами деятельности западных дипломатов в столице Российской империи.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.