Развитие инфраструктуры нефтяной промышленности Ирака в условиях неустойчивости мировой экономики
Существующая проблема. Ресурсная ориентация иракской экономики подразумевает формирование конкурентных преимуществ нефтяной промышленности за счет развития инфраструктуры отрасли. В результате проведенного анализа выявлены следующие проблемы: “унаследованные” проблемы производственной инфраструктуры нефтяной отрасли, недостаточные мощности и технологии, несбалансированное привлечение и использование инвестиций. Установлено, что проблемы варьируются в зависимости от различных видов инфраструктур. Так, для транспортной существуют угрозы безопасности, недостаточная пропускная способность и др. Для решения существующих проблем функционирования и развития инфраструктуры нефтяной промышленности Ирака требуется использование современных научных подходов к управлению с учетом современных тенденций мировой экономики.
Идея работы. Для индикации стратегических целей и задач необходимо применять ключевые показатели результативности, количественно характеризующие уровень ожидаемого достижения этих целей. Поэтому для повышения эффективности государственного регулирования развития инфраструктуры нефтяной промышленности Ирака предлагается использовать систему показателей стратегического развития инфраструктуры нефтяной промышленности. Данная система показателей основывается на концепции сбалансированной системы показателей, которая применяется для управления развитием предприятий и территорий в различных странах. Повышение эффективности развития инфраструктуры нефтяной промышленности предлагается также достигать на основе комплексного подхода к оценке эффективности разрабатываемых и принимаемых к реализации проектов.
Детали исследования. В настоящее время применяемые показатели инфраструктурной деятельности используются, по существу, для решения тактических задач, для достижения краткосрочных целей. Задача системы показателей стратегического развития состоит в том, чтобы трансформировать стратегию в конкретные, вполне осязаемые задачи и показатели. Данная система показателей должна быть сбалансированной, отражать равновесие между краткосрочными и долговременными целями, внешними и внутренними факторами, между показателями результатов прошлой деятельности и будущего развития. На рисунке представлены стратегические проекции предлагаемой модели системы показателей стратегического развития инфраструктуры нефтяной промышленности. Для повышения управляемости при формировании системы показателей стратегического развития инфраструктуры нефтяной промышленности целесообразно произвести агрегирование подсистем: социальная и экологическая подсистемы составляют социально-экологическую подсистему.

Рисунок 1 - Стратегические проекции системы показателей развития инфраструктуры нефтяной промышленности
Для системы показателей стратегического развития должны быть отобраны ключевые показатели. Необходимо представлять систему показателей как можно в более сжатом виде, не допуская при этом потери актуальной информации. На основе использования международного опыта можно сформулировать следующие рекомендации по созданию системы показателей стратегического развития инфраструктуры нефтяной промышленности.
1) Агрегирование: целесообразно использовать максимально возможный уровень укрупнения подсистем.
2) Выбор репрезентативных показателей: следует определить переменные, обеспечивающие надёжную информационную характеристику состояния подсистем.
3) “Сжатие”: целесообразно выявлять показатели, отражающие влияние главных факторов развития и функционирования подсистем.
4) Подход с точки зрения уязвимого звена: следует выявлять наиболее уязвимые звенья в составе данной системы и определять соответствующие показатели.
5) Усреднённое значение нескольких показателей: при необходимости рассмотрения ряда показателей, представляющих в некотором отношении разноплановые аспекты вопроса оценки ориентира, можно определить индекс, обеспечивающий усреднённую характеристику ситуации.
6) Показатель с минимальным значением: если удовлетворение ориентира зависит от приемлемого состояния каждого из нескольких показателей, можно принять в качестве репрезентативного показатель с наиболее низким значением.
Система показателей стратегического развития не заменяет систему оценки текущих параметров. Показатели следует выбирать так, чтобы они способствовали прогрессивным качественным сдвигам в социально-экономической системе. Система показателей развития инфраструктуры нефтяной промышленности должна предотвращать возможность преувеличения значимости одного показателя или одной составляющей.
Для повышения эффективности развития инфраструктуры нефтяной промышленности необходим комплексный подход к оценке эффективности разрабатываемых программ (проектов). Современный подход должен учитывать не только экономическую, но и другие виды эффективности – технологическую, экологическую, социальную. Авторами разработан такой подход, в соответствии с которым представлены количественные значения критериев и показателей программ (проектов) развития инфраструктуры нефтяной промышленности. Определение удельных весов проводилось на основе экспертного опроса специалистов в нефтегазовой сфере с обоснованием надёжности экспертного опроса путем расчёта коэффициента конкордации.
Заключение. Анализ состояния производственной и транспортной инфраструктуры нефтяной промышленности Ирака показал ее несоответствие фактически существующим возможностям, которые предоставляет природно-ресурсный потенциал страны, а также внутренние потребности экономики Ирака. Основные проблемы недостаточного развития инфраструктуры нефтяной промышленности Ирака обусловлены последствиями политической нестабильности, выражающейся, с одной стороны, в необходимости восстановления разрушенных инфраструктурных объектов, с другой, в недостаточности собственных финансовых ресурсов и привлечении иностранных инвестиций, препятствующих развитию иракских нефтеперерабатывающих компаний.
Предложенная система показателей позволяет не только реализовывать стратегию, но и построить на своей основе механизм корректировки стратегического направления развития инфраструктуры нефтяной промышленности. В нестабильных условиях может возникнуть необходимость корректировки стратегии за счёт использования новых возможностей или появления угрожающих факторов, которые не могли быть предусмотрены на начальном этапе разработки стратегического направления.