Междисциплинарный подход к концептуализации образа Арктики и Севера в массовом сознании: на примере российских студентов
Текущее состояние. Проблема исследования многоаспектной концептосферы Арктики и Севера приобрела черты особого междисциплинарного научного направления. Наблюдается процесс формирования единой арктической социогуманитарной парадигмы знаний, в связи с чем назрела необходимость сделать определенные выводы о наметившихся тенденциях в понимании культурно-символических констант циркумполярного региона. Большой интерес представляет концептуализация образа Арктики и Севера в коллективном сознании молодого поколения.
Решаемая научная проблема. Основная идея и гипотеза исследования: Арктика и Север относятся к базовым концептуальным понятиям с чрезвычайно широкой семантикой; являются важнейшей понятийной областью в массовом сознании. Лингвокогнитивный анализ вербальных ассоциатов, репрезентирующих данное понятийное поле, позволяет выявить и описать стереотипные представления об арктическом регионе, существующие в картине мира различных социальных групп. Данное исследование фокусируется на свободной ассоциативной вербальной сети ответов респондентов (студентов Горного университета) на данный образ-символ, что позволяет провести дальнейший анализ стереотипной репрезентации этого понятия и сделать некоторые выводы относительно его концептуализации.
Методы исследования. Основной метод исследования – свободный ассоциативный эксперимент. Количество участников – 350 человек, студентов Санкт-Петербургского горного университета. Возраст респондентов – 18-20 лет. Время проведения эксперимента – пять минут; число реакций за отведенное время не ограничивалось. Цель эксперимента: на примере слова-стимула «Арктика» выявить разнообразие ассоциативных связей и по степени частотности полученных реакций, объединенных в тематические группы, определить приоритетные компоненты в восприятии семантики данного концепта в коллективном сознании испытуемых.
Детали исследования. В ходе ассоциативного эксперимента его участники представили в письменной форме свои индивидуальные реакции на предложенное слово-стимул «Арктика»: слова, словосочетания и выражения, в том числе собственные имена, топонимы, терминологические номинации и прецедентные тексты. Всего было получено 2357 реакций-ассоциатов, которые были объединены в тематические группы (Рисунок 1):

Рисунок 2 - Ассоциативно-вербальное поле «Арктика» в языковом сознании студенческой молодежи
Анализ результатов ассоциативного эксперимента показал (Рисунок 2), что ядро ассоциативно-вербального поля «Арктика» образуют первая и вторая тематические группы, отражающие психоэмоциональные реакции и семантику научных исследований. Околоядерную зону сформировали третья и четвертая тематические группы, представленные собственными именами (в частности, арктическими топонимами), прецедентными феноменами, а также наименованиями, связанными с арктической природой и представлениями о людях в Арктике. Геополитический компонент представлен ничтожно малым количеством единичных реакций, образующих периферийную зону всех полученных ассоциатов.

Рисунок 1 - Тематические группы ассоциативно-вербального поля «Арктика»
В представлениях современной студенческой молодежи об Арктике превалирует идея экстремальности, суровости, отдаленности и опасности данного региона Земли, который, тем не менее, является богатой ресурсной базой, источником полезных ископаемых и уникальной площадкой для научных исследований.
Заключение. Для полноценной интерпретации «образа места», «духа места», в частности арктического пространства, чрезвычайно важными являются не только пространственные координаты, событийный ряд, персоналии, художественная символика (литература, живопись, музыка, кино, фотография и др.), но и коммуникативно-языковой компонент – слова-символы, устойчивые выражения, прецедентные тексты, вербальные ассоциации, позволяющие репрезентировать значимые фрагменты действительности в массовом и групповом языковом сознании. В этом плане метод вербальных ассоциаций является весьма информативным.
В перспективе целесообразно расширять опыт подобных исследований на примере разных социальных и возрастных групп. В целом обращение ученых-гуманитариев к проблеме концептуализации образа Арктики и Севера, а также изучение представлений о данных понятийных областях в индивидуальном, групповом и массовом сознании приобретает особую актуальность в контексте сохранения культурно-гуманитарных ценностей современной России. Междисциплинарный подход к исследованию текущего состояния и эволюции Арктики будет способствовать развитию интеграционных процессов в освоении данного региона.