Информационные технологии в дистанционном обучении студентов технических специальностей дисциплине «Иностранный язык»
Текущее состояние. В современном информационном пространстве общение на иностранном языке становится все более существенным компонентом, необходимым для будущей профессиональной деятельности выпускников. В настоящее время в процессе преподавания иностранных языков практически невозможно обойтись без технических средств и технологий дистанционной поддержки обучения. Использование средств дистанционной поддержки в дополнение к традиционному обучению является целесообразным и даже необходимым компонентом образовательного процесса.
Системы управления обучением LMS (Learning management system - система управления обучением) представляется наиболее эффективной интернет-технологией для реализации процесса обучения. Из свободно-распространяемых LMS наибольшее распространение получили системы дистанционного и сетевого обучения, созданные на основе платформы Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда).
Решаемая научная проблема. Актуальность выбранной темы обусловлена отсутствием необходимого количества аудиторных часов на изучение иностранных языков студентов технических специальностей. Поэтому студентам-нелингвистам достаточно сложно изучать иностранные языки без использования дополнительных информационных ресурсов, включая дистанционные технологии обучения.
Цель исследования состояла в том, чтобы установить, способствует ли применение дистанционных информационных технологий более эффективному усвоению изучаемого материала при обучении дисциплине «Иностранный язык» студентов технических специальностей.
Для реализации поставленных целей необходимо решить поставленные задачи:
– проанализировать возможности использования средств дистанционной поддержки при обучении студентов нелингвистических специальностей дисциплине «Иностранный язык»;
– провести экспериментальную проверку эффективности использования средств дистанционной поддержки студентов нелингвистических специальностей дисциплине «Иностранный язык», на базе системы дистанционного обучения Moodle.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы, наблюдение, педагогическая диагностика, рефлексия.
Детали исследования. Для оценки эффективности использования портала дистанционных образовательных технологий на базе информационной платформы Moodle при обучении студентов-нелингвистов дисциплине «Иностранный язык» был проведен педагогический эксперимент.
В исследование приняли участие студенты первого курса Института промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургского политехнического университета, обучающиеся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика и управление на предприятии, изучающие дисциплину «Базовый курс иностранного языка».
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1) выбрать экспериментальную и контрольную подгруппы;
2) провести констатирующий предэкспериментальный срез (предварительный тест), в экспериментальной и контрольной подгруппах для выявления уровня владения иностранными (английским) языком;
3) провести со студентами экспериментальной подгруппы беседу, разъясняющую детали проводимого эксперимента;
4) разработать дополнительные упражнения, а также лексические и грамматические тесты с использованием системы дистанционного обучения Moodle;
5) поставить перед студентами экспериментальной группы задачу самостоятельно освоить дополнительный учебный материал, а также грамматические и лексические тесты, размещенные на портале дистанционных образовательных технологий на базе систем дистанционного обучения Moodle;
6) провести постэкспериментальный срез (контрольный тест) в экспериментальной и контрольной подгруппах для выявления уровня владения иностранными языком (английским);
7) проанализировать результаты контрольного теста в экспериментальной и контрольной подгруппе.
Итоги предэкспериментального и постэкспериментального срезов в контрольной и экспериментальной группах обобщены на диаграмме (рис. 1).
Результаты, представленные на диаграмме, показывают, что благодаря использованию разработанного блока “Extra Module on Work”, содержащего дополнительный комплекс упражнений, а также лексические и грамматические тесты, студенты экспериментальной подгруппы показали значительно лучшие результаты при решении контрольного лексико-грамматического теста по сравнению с контрольной группой.

Рис. 1. Результаты предэкспериментального и постэкспериментального срезов в контрольной и экспериментальной подгруппах
Эмпирические данные, полученные в ходе эксперимента, были проанализированы с помощью статистического анализа. Табличное значение равняется 2,05. Полученное эмпирическое значение =5.2. Таким образом получаем > Следовательно, учащиеся экспериментальной группы показали в среднем более высокий уровень знаний по сравнению с контрольной группой.
Заключение. Применение информационных технологий в дистанционном обучении студентов технических специальностей дисциплине «Иностранный язык» позволяет эффективно организовать самостоятельную работу студентов по выполнению дополнительных упражнений, а также лексических и грамматических тестов с учетом недостаточности аудиторных часов для полноценного освоения дисциплины «Иностранный язык».
Результаты проведенного эксперимента доказывают, что благодаря использованию разработанного дополнительного блока “Extra Module on Work” на базе систем дистанционного обучения Moodle, студенты экспериментальной группы показали значительно лучшие результаты при решении контрольного лексико-грамматического теста.
Полученные результаты исследования доказывают эффективность применения современных дистанционных технологий в обучении студентов технических специальностей иностранному языку.