Авторы:
Самыловская Е.А.
Кудрявцева Р.А.
Медведев Д.А.
Гриняев С.Н.
Нордманн А.

Трансформация системы подготовки кадров для реализации нефтегазовых проектов в российской Арктике

Ключевые слова:
Арктика ресурсы нефтегазовое образование высшее образование человеческий капитал подготовка кадров междисциплинарный подход система образования в Арктике нефтегазовые проекты международное сотрудничество Университет Арктики интернационализация арктического образования цифровые технологии искусственный интеллект устойчивое развитие Арктики

Решаемая проблема. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

(1) рассмотреть основные мировые тенденции в подготовке кадров для Арктики;

(2) проследить проявления данных тенденций в системе подготовки российских специалистов;

(3) выявить список университетов-лидеров в подготовке кадров для российской Арктики, а также «арктических профессий будущего».

Методы исследования. Экспертный опрос. В августе 2020 г. был проведен экспертный опрос руководителей учебно-научных организаций, занимающихся подготовкой арктических кадров, а также представителей добывающих предприятий и бизнеса нефтегазовой отрасли РФ. Результаты опроса позволили выявить качественные характеристики развития образовательной системы (Рис. 1.).

Рис. 1. Описание экспертной группы

Методы систематизации и классификации при анализе научно-образовательных программ ведущих центров подготовки арктических специалистов.

Методы сравнительного анализа при оценке степени соответствия научных и образовательных программ этих центров мировым трендам последних десятилетий.

 

Детали исследования. 100% принявших участие в опросе респондентов согласны, что на сегодняшний день существует дефицит квалифицированных кадров для реализации российских нефтегазовых проектов в Арктике.

По итогам опроса была выделена четверка российских вузов-лидеров, осуществляющие подготовку квалифицированных специалистов нефтегазового сектора:

- Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (28,2% от общего количества ответов);
- Санкт-Петербургский горный университет (25,6%);
- Санкт-Петербургский политехнический университет (12,8%);
- Северный (Арктический) федеральный университет (10,2%).

В ходе исследования был выделен ряд мировых тенденций в подготовке «арктических» кадров в российской образовательной системе:

1. Усиление конкуренции.

Сравнительный анализ ведущих российских вузов и мировых лидеров по в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли по рейтингу QS показал, что российские университеты значительно отстают от западных лидеров. Причем, заметно отставание вузов профильных для нефтегазовой отрасли, как в мировом, так и по предметным рейтингам, что говорит о сравнительно низкой конкурентоспособности российских университетов на мировом уровне, и о догоняющем характере подготовки кадров.

2. LifeLong Learning

Одним из способов обеспечения «устойчивого образования» является реализация концепции LifeLong Learning (обучение на протяжении всей жизни). В первую очередь, речь идет о программах повышения квалификации и переподготовки, реализуемых в специализированных вузах.

3. Цифровизация

Особую роль в перспективе 5-10 лет в нефтегазовой отрасли РФ будут играть навыки и умения работы удаленного управления технологическими процессами, работы с базами данных и обеспечением их защищенности. Важным условием эффективной подготовки специалиста является получение базовых знаний в сфере IT и о комплексном характере современных IT угроз.

4. Интернационализация арктического образования

Международный обмен опытом подготовки кадров, сближение стандартов и формирование международных образовательных стандартов позволяет преодолевать разрыв между образовательными процессами и инновационными решениями, применяемыми в Арктике.

Несмотря на значительное число российских университетов-участников (в том числе университеты, ведущие подготовку кадров для нефтегазовой отрасли), в подавляющем большинстве случаев роль их сводиться к предоставлению слушателей курсов, а не реализации собственных программ обучения.

Заключение. Подготовка кадров для работы в Арктике имеет особую специфику и зачастую выбивается из общих принципов обеспечения образовательного процесса. Анализ российских образовательных программ подготовки специалистов позволил сделать вывод о том, что отечественная система подготовки кадров адаптируется к изменяющимся условиям. Вместе с этим, не все ведущие отраслевые вузы России включены в международные образовательные проекты и организации, из-за чего существует скептицизм относительно интернационализации образования. Кроме того, на лицо догоняющий характер арктического образования в России и отставании системы образования от общих тенденций подготовки арктических кадров, низкая конкурентоспособность российских университетов на мировом уровне.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.