Трансформация системы подготовки кадров для реализации нефтегазовых проектов в российской Арктике
Решаемая проблема. В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
(1) рассмотреть основные мировые тенденции в подготовке кадров для Арктики;
(2) проследить проявления данных тенденций в системе подготовки российских специалистов;
(3) выявить список университетов-лидеров в подготовке кадров для российской Арктики, а также «арктических профессий будущего».
Методы исследования. Экспертный опрос. В августе 2020 г. был проведен экспертный опрос руководителей учебно-научных организаций, занимающихся подготовкой арктических кадров, а также представителей добывающих предприятий и бизнеса нефтегазовой отрасли РФ. Результаты опроса позволили выявить качественные характеристики развития образовательной системы (Рис. 1.).
Рис. 1. Описание экспертной группы
Методы систематизации и классификации при анализе научно-образовательных программ ведущих центров подготовки арктических специалистов.
Методы сравнительного анализа при оценке степени соответствия научных и образовательных программ этих центров мировым трендам последних десятилетий.
Детали исследования. 100% принявших участие в опросе респондентов согласны, что на сегодняшний день существует дефицит квалифицированных кадров для реализации российских нефтегазовых проектов в Арктике.
По итогам опроса была выделена четверка российских вузов-лидеров, осуществляющие подготовку квалифицированных специалистов нефтегазового сектора:
- Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина (28,2% от общего количества ответов);
- Санкт-Петербургский горный университет (25,6%);
- Санкт-Петербургский политехнический университет (12,8%);
- Северный (Арктический) федеральный университет (10,2%).
В ходе исследования был выделен ряд мировых тенденций в подготовке «арктических» кадров в российской образовательной системе:
1. Усиление конкуренции.
Сравнительный анализ ведущих российских вузов и мировых лидеров по в подготовке кадров для нефтегазовой отрасли по рейтингу QS показал, что российские университеты значительно отстают от западных лидеров. Причем, заметно отставание вузов профильных для нефтегазовой отрасли, как в мировом, так и по предметным рейтингам, что говорит о сравнительно низкой конкурентоспособности российских университетов на мировом уровне, и о догоняющем характере подготовки кадров.
2. LifeLong Learning
Одним из способов обеспечения «устойчивого образования» является реализация концепции LifeLong Learning (обучение на протяжении всей жизни). В первую очередь, речь идет о программах повышения квалификации и переподготовки, реализуемых в специализированных вузах.
3. Цифровизация
Особую роль в перспективе 5-10 лет в нефтегазовой отрасли РФ будут играть навыки и умения работы удаленного управления технологическими процессами, работы с базами данных и обеспечением их защищенности. Важным условием эффективной подготовки специалиста является получение базовых знаний в сфере IT и о комплексном характере современных IT угроз.
4. Интернационализация арктического образования
Международный обмен опытом подготовки кадров, сближение стандартов и формирование международных образовательных стандартов позволяет преодолевать разрыв между образовательными процессами и инновационными решениями, применяемыми в Арктике.
Несмотря на значительное число российских университетов-участников (в том числе университеты, ведущие подготовку кадров для нефтегазовой отрасли), в подавляющем большинстве случаев роль их сводиться к предоставлению слушателей курсов, а не реализации собственных программ обучения.
Заключение. Подготовка кадров для работы в Арктике имеет особую специфику и зачастую выбивается из общих принципов обеспечения образовательного процесса. Анализ российских образовательных программ подготовки специалистов позволил сделать вывод о том, что отечественная система подготовки кадров адаптируется к изменяющимся условиям. Вместе с этим, не все ведущие отраслевые вузы России включены в международные образовательные проекты и организации, из-за чего существует скептицизм относительно интернационализации образования. Кроме того, на лицо догоняющий характер арктического образования в России и отставании системы образования от общих тенденций подготовки арктических кадров, низкая конкурентоспособность российских университетов на мировом уровне.