Авторы:
Пономаренко Т.В.
Горбатюк И.Г.
Галевский С.Г.
Марин Е.А.

Оптимизация параметров концессионных соглашений: согласование интересов при развитии нефтегазохимического сектора

Ключевые слова:
Государственно-частное партнерство концессионное соглашение нефтегазохимический сектор производственно-транспортная инфраструктура государственное стимулирование

Текущее состояние. Концессионные соглашения (КС) между государством и бизнесом позволяют обеспечить качество услуг от проекта; осуществлять софинансирование капиталоемких, преимущественно, инфраструктурных объектов государством и бизнесом; распределять риски; осуществлять совместную реализацию прав собственности; эффективно эксплуатировать объект в течение длительного срока. На основе комплексного подхода к оценке параметров концессионных соглашений, например, объединяющего теоретико-игровой подход с опционным, теоретико-игровой подход с экономико-математическим моделированием и другие варианты, могут быть построены интегрированные модели.

Решаемая научная проблема. Основная цель – определение параметров концессионных соглашений с учетом достижения баланса интересов между государством и бизнесом при строительстве и эксплуатации объектов трубопроводной инфраструктуры нефтегазохимической отрасли, апробация результатов применения авторской методики на примере концессионного соглашения в России.

Задачи исследования изложены ниже:

1. Провести сравнительный анализ основных моделей концессионных соглашений;

2. Разработать экономико-математическую модель и выявить ключевые экономические параметры для обеспечения баланса интересов в концессионных соглашениях;

3. Выполнение сравнительного анализа экономической эффективности проекта на основе концессионного соглашения по сравнению с финансированием проекта с учетом государственной поддержки.

Методы исследования. Методология основывается на выявленной, в результате изучения литературы, специфике КС в производственно-транспортной инфраструктуре, которая определяется следующими обстоятельствами.

1. Участники концессионного соглашения являются равноправными.

2. Концедент может обеспечивать эффективный мониторинг и контроль эффективности концессионера, что исключает оппортунизм со стороны концессионера.

3. Дефицит ресурсов государственного бюджета, определяющий долю участия государства в определенных пределах.

4. В проекте должен быть обоснован экономический компромисс интересов, который определяется величиной концессионной платы.

5. Отсутствует гарантированный общественный спрос на транспортные услуги. 

6. Экономическими рисками проекта строительства трубопровода между НПЗ и нефтехимическими.

Для КС производственно-транспортной инфраструктуры основная цель – определить условие компромисса между государством и частным бизнесом на основе оптимизации.

Предлагаемая методика включает три этапа:

1. Определение экономической целесообразности концессионного соглашения. 

Для этого должно соблюдаться два условия:

– NPVk < 0 (иначе проект имеет коммерческую целесообразность, концессия не нужна), где NPVk – чистая приведенная стоимость для концессионера от реализации проекта;

– NPVS = NPVk + NPVg ≥ 0 (иначе даже при концессионном соглашении проект экономически не целесообразен), где NPVS – суммарная чистая приведенная стоимость для концессионера и государства от реализации проекта; NPVg – чистая приведенная стоимость для государства от реализации проекта.

2. Определение граничных условий концессионного соглашения на основе максимизации дохода государства (1 условие) и максимизации дохода концессионера (2 условие).

3. Определение точных параметров концессионного соглашения на основе какого-либо принципа, положенного в его основу участниками концессии. Например, если распределение суммарного NPV проекта происходит пропорционально доле каждого участника в первоначальных инвестициях, должно соблюдаться равенство:

g = NPVg / NPVS.

Детали исследования. При заданных параметрах проекта трубопровода и финансировании проекта без участия государства имеет отрицательную экономическую эффективность для бизнеса (NPVk = - 4,18 млрд. руб.) При этом, суммарный бюджетный эффект для государства от реализации данного проекта, формируемый налоговыми отчислениями, составляет 7,025 млрд. руб. Очевидно, что, несмотря на отрицательную эффективность проекта для бизнеса, государству выгодна реализация проекта строительства трубопровода и его последующая эксплуатация. Поэтому для реализации проекта со стороны государства было бы оправдано применить  инструментарий поддержки и стимулирования. Например, снижение величины ставок по налогу на прибыль и налогу на имущество для конкретного проекта. 

Далее выполнен анализ чувствительности проекта с учетом снижения ставок налогов на прибыль с текущих 20% до 0% и ставки налога на имущество с текущих 2.2% до 0% (рисунок 1). Каждая точка представляет собой комбинацию ставок налога на прибыли и налога на имущество. Точки красного цвета показывают комбинацию, при которой чистая приведённая стоимость инвестора остаётся отрицательной, синие точки характеризуют положительную величину чистой приведённой стоимости инвестора.

Рисунок 1 - Зависимость NPVk от налоговых ставок по налогу на прибыль (ось Х) и налога на имущество (ось Y)

Как видно из рисунка 1 для обеспечения коммерческой эффективности проекта необходимо практически освободить инвестора от уплаты налогов на имущество и налога на прибыль в течение всего срока эксплуатации объекта (NPVk = 0,702 млрд руб.) , что в текущих макроэкономических обстоятельствах представляется маловероятным.

В результате анализа чувствительности к макроэкономическим показателям, а именно ключевой ставки Банка России и тарифа на транспортировку продукта выявлено, что для достижения не отрицательных значений чистой приведённой стоимости проекта необходимо или при неизменной величине тарифа на транспортировку снижение ключевой ставки до 11% (почти на треть от текущего значения), или при неизменной величине ключевой ставки Банка России необходимо увеличение тарифа на транспортировку на 17,3%, либо благоприятная комбинация двух этих факторов. Данная ситуация в ближайшее время представляется маловероятной.

Соответственно альтернативой рассмотренными выше методами стимулирования со стороны государства может быть концессионное соглашение. Поэтому далее моделируются условия концессионного соглашения.

Применение предложенной модели позволило установить граничные значения для таких важных параметров концессионного соглашения, как доля государственного участия и размер ежегодной концессионной платы. 

Так, в настоящей работе предлагается распределение выгод пропорционально доле каждого участника в первоначальных инвестициях. Это позволяет для каждого потенциального значения доли государственного участия установить соответствующий размер концессионной платы, и наоборот. Например, участники договорились о том, что доля государственного участия составит ровно 50%, то для справедливого распределения выгод этому параметру должна соответствовать концессионная плата в размере 1,1 млрд. руб. в год.

Заключение. Авторами с применением подхода к экономико-математическому моделированию была предложена методика оценки экономической эффективности концессионного соглашения строительства трубопроводов. Методика позволяет определить целесообразность концессионного соглашения; определить граничные условия концессионного соглашения; определить точные параметры концессионного соглашения.

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.